История неоновых вывесок.
От первых экспериментов до современной рекламы.

Яркие огни неоновых вывесок — это символ целой эпохи и атмосферный элемент городского пейзажа. От первых экспериментов с газоразрядными лампами до современных дизайнерских решений неоновые вывески прошли долгий путь, оставив неизгладимый след в истории рекламы и искусства. Приглашаем вас вместе с нами совершить увлекательное путешествие в мир неоновых огней и узнать, как менялись технологии и дизайн, и почему неоновые вывески остаются популярными в наши дни.

Ранние эксперименты и открытия

Представьте себе Париж начала XX века: вечерние улицы, залитые мягким, но холодным светом газовых фонарей, и вдруг — яркий, почти магический блеск цветной неоновой вывески, привлекающий внимание прохожих. Это было не просто новшество, а настоящее чудо техники, которое изменило облик ночных городов по всему миру.

Но история неоновых ламп и вывесок начинается очень задолго до их появления на улицах европейских и американских городов. В 1675 г. французский астроном Жан Пикар в процессе своих экспериментов заметил, что при определенных условиях ртуть в трубке барометра начинает светиться.
Но в то время еще никто не знал о статическом электричестве, поэтому объяснить свечение астроном не смог, лишь зафиксировал его факт. И это стало первым в мире свидетельством существования газоразрядного свечения.

Затем, спустя почти два столетия, в 1855 г. в Германии физик Генрих Гейслер проводил ряд экспериментов, заполняя стеклянные трубки различными газами, при этом пропуская через них электрический ток через впаянные по краям электроды. В итоге это привело к созданию первых газоразрядных ламп, которые и стали предшественниками ламп неонового свечения.
«Газовые лампы сейчас пользуются большим вниманием. Инженеры-электрики надеются, что их свет однажды сделает возможной общеприменимую форму — освещение, не выделяющее тепла»
Американский журнал «The Electrician» 1893 г.

Изобретение неоновой лампы

В 1902 г. французский инженер и изобретатель Жорж Клод создал первую в мире неоновую лампу, заполнив стеклянную трубку неоном и пропустив через нее электрический ток. И как это часто бывает, изобретение получилось случайно. Клод работал над получением жидкого кислорода и после опытов у него накопилось большой объем неона. Он использовал его для личных нужд в качестве бытового освещения, наполняя стеклянные трубки с электродами.
Инженеру нравились яркие красно-оранжевые оттенки свечения неона, и он публично продемонстрировал свое изобретение в декабре 1910 г. на мероприятиях Парижского автосалона. Открытие вызвало восхищение публики и сподвигло ученого запатентовать свое изобретение. Чуть позже Жорж Клод провел подобные эксперименты и с другими инертными газами, получив синие и бледно-розовые оттенки свечения. В1912 г. он создал из неоновых трубок первую коммерческую инсталляцию — вывеску для парикмахерской на Монмартре.

Первые неоновые вывески в Европе и США

Первая неоновая вывеска в мире появилась на здании парижской парикмахерской на Монмартре в 1912 г. Стилизованная надпись Palais Coiffeur зажигалась в вечернее время и привлекала посетителей и случайных прохожих. Цветное свечение вывески быстро сделало парикмахерскую популярной, а выручка владельцев за несколько следующих месяцев выросла вдвое.

Спустя год в Париже установили гигантскую неоновую вывеску на крыше винного дома Cinzano. Это дало старт колоссальному росту неоновой рекламы, и уже к 1914 г. в городе насчитывалось более 160 светящихся вывесок.
Несмотря на довольно высокую стоимость производства такого рода рекламы, владельцы ночных клубов, кинотеатров, марок сигарет, автомобилей считали затраты на неоновую рекламу вполне уместными, ведь они привлекали большой поток новых клиентов.

Жорж Клод создал компанию по производству неоновой рекламы Claude Neon Lights и стал не только выпускать лампы, но и перепродавать лицензии на их производство. Именно в это время лицензию приобретает американская компания Packard Motor Car Company в США. Так неоновые вывески пересекли океан и стали популярными в Америке. Жители Лос-Анжелеса были настолько восхищены завораживающим свечением первых в штатах вывесок, что между собой называли неон «жидкий огонь».

Бум неоновой рекламы в 1920-1930 гг

В 1920 г. у Жоржа Клода закончился патент, и производить неоновую рекламу стали десятки компаний в США и Европе. Наступил период послевоенного экономического подъема, как его еще называют «Ревущие двадцатые». Города засверкали цветными неоновыми огнями, ведь каждый бизнес, даже самые маленькие лавки и бары стремились украсить вход и оригинально подсветить название заведения.

Среди производителей возникла огромная конкуренция, которая в итоге помогла снизить цены и усовершенствовать технические характеристики. Появились новые цвета неоновых ламп, из них стали производить сложные формы и надписи, а благодаря поочередному включению появилась возможность имитировать движущиеся элементы.
Неоновые рекламные шедевры и сверкающие огнями ночные проспекты стали символом модернизма и прогресса XX века. Они украшали улицы Нью-Йорка, Лондона, Токио, Берлина и других мировых мегаполисов, придавая им особый шарм и неповторимый облик, отражали дух того времени, когда технологии и инновации меняли мир.

Неоновые вывески стали частью поп-культуры, часто появлялись в фильмах, книгах, фотографиях. Некоторые перформанс-художники использовали технологию и материалы вывесок для создания собственных произведений.
«Когда мы слышим слово “неон”, нам в голову приходит образ: сочетание света , ярких цветов и стекла.. Он передает настроение самого XX века»
Луис де Миранда, книга Being and Neoness («Бытие и неон»), 1971 г.

Возрождение интереса к неоновым вывескам в XXI веке

В XXI веке неоновые вывески переживают настоящий ренессанс. После некоторого спада в середине XX века, вызванного появлением более дешевых и простых в обслуживании светодиодных технологий, неон вновь стал популярным благодаря своей уникальной эстетике и ретро-шарму. Неоновые вывески продолжают вдохновлять дизайнеров и рекламодателей, доказывая, что свет и цвет могут быть мощными инструментами в создании визуальной идентичности бренда.

Мы в компании Loft ценим неон не только за его яркость и насыщенные цвета, но и за потрясающую возможность создавать изящные сложные формы. Он используется и в рекламе, и для декора фасадов зданий, и для оформления офисов и коворкингов, добавляя пространству креатив, энергию и свободу.
Сегодня эффектные неоновые инсталляции, арт-объекты и световые композиции можно встретить в музеях и на выставках современного искусства, и даже в домах простых горожан.

И это по-прежнему завораживающе красиво.
Заказать консультацию
Наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время.
Прикрепите макет, если есть
Политика персональных данных